Венера и Амур. 1509 г.
LUCAS CRANACH THE ELDER Venus and Cupid Холст, масло, переведена с дерева. 213x102см Слева: LC 1509 |
Лукас Кранах Старший — один из крупнейших мастеров немецкого искусства XVI века, современник Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда, — не раз обращался к теме «Венера и Амур». Известно около 35 выполненных им произведений на данную тему, однако эрмитажная картина — самая ранняя из них. Он первый среди художников Северной Европы изобразил античную богиню любви и красоты обнаженной.
Стремление познать и передать совершенные пропорции человеческого тела обнаруживается у Кранаха после знакомства с творчеством Дюрера, а также с произведениями нидерландских мастеров (Кранах посетил Нидерланды в 1509 г.). Картина «Венера и Амур» свидетельствует о широте интересов художника, ее появление связано с гуманистическими идеями, широко распространившимися в Германии в XVI веке. Он создает немецкую интерпретацию одной из популярных тем итальянского Ренессанса. Художники Италии превратили образ Венеры в некую квинтэссенцию чувственной красоты, открыто и смело прославляли обнаженное тело. Кранах решается на это с оговорками. Он придает картине аллегорический, морализирующий характер и предостерегает зрителя от мирских соблазнов.
«Всеми силами гони купидоново сладострастие, Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера» —
так объясняют смысл картины латинские стихи, написанные в верхней ее части.
В созданном образе Кранах выразил свое представление о женской красоте. Его Венера рослая, длинноногая женщина с маленькой головкой. Четким силуэтом выделяется она на темном, нейтральном фоне. Особую выразительность фигуре придают плавный ритм и утонченная грация линий контура, унаследованные Кранахом от позднеготического искусства. Колорит картины довольно однообразен. Фигура выполнена в желтых и золотистых тонах. Выделяются лишь красные бусы на шее Амура. Резкая светотень хорошо моделирует объемы.
Картина дошла до наших дней с некоторыми изменениями. Во время реставрации переписаны отдельные места (нижняя часть левой ноги Венеры).
В Эрмитаж картина поступила между 1763 и 1774 годами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий