пятница, 8 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 9]

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ. 1472-1553
 Венера и Амур. 1509  г.


LUCAS CRANACH THE ELDER
Venus and Cupid
Холст, масло, переведена  с дерева. 213x102см  Слева: LC 1509



Лукас Кранах Старший — один из крупнейших масте­ров немецкого искусства XVI века, современник Аль­брехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда, — не раз обра­щался к теме «Венера и Амур». Известно около 35 выполненных им произведений на данную тему, однако эрмитажная картина — самая ранняя из них. Он первый среди художников Северной Европы изобразил антич­ную богиню любви и красоты обнаженной.
Стремление познать и передать совершенные пропор­ции человеческого тела обнаруживается у Кранаха после знакомства с творчеством Дюрера, а также с произведе­ниями нидерландских мастеров (Кранах посетил Нидер­ланды в 1509 г.). Картина «Венера и Амур» свидетель­ствует о широте интересов художника, ее появление связано с гуманистическими идеями, широко распростра­нившимися в Германии в XVI веке. Он создает немецкую интерпретацию одной из популярных тем итальянского Ренессанса. Художники Италии превратили образ Венеры в некую квинтэссенцию чувственной красоты, открыто и смело прославляли обнаженное тело. Кранах решается на это с оговорками. Он придает картине аллегорический, морализирующий характер и предостерегает зрителя от мирских соблазнов.
«Всеми силами гони купидоново сладострастие, Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера» —
так объясняют смысл картины латинские стихи, написан­ные в верхней ее части.
В созданном образе Кранах выразил свое представле­ние о женской красоте. Его Венера рослая, длинноногая женщина с маленькой головкой. Четким силуэтом выде­ляется она на темном, нейтральном фоне. Особую выра­зительность фигуре придают плавный ритм и утончен­ная грация линий контура, унаследованные Кранахом от позднеготического искусства. Колорит картины довольно однообразен. Фигура выполнена в желтых и золотистых тонах. Выделяются лишь красные бусы на шее Амура. Резкая светотень хорошо моделирует объемы.
Картина дошла до наших дней с некоторыми измене­ниями. Во время реставрации переписаны отдельные места (нижняя часть левой ноги Венеры).
В Эрмитаж картина поступила между 1763 и 1774 годами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий