пятница, 8 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 9]

ДОМЕНИКО ЭЛЬ ГРЕКО (Доменико Теотокопули). 1541-1614
Апостолы Петр и Павел. 1587—1592 гг.


EL GRECO (Domcnikos  Theotokopoulos) 
The Apostles Peter and Paul
Холст, масло. 121x105см Справа, внизу: e'poiei


Творчество Эль Греко трудно вместить в рамки одной национальной школы.
Его произведения — итог развития всего европейского искусства XVI века.
Грек по происхождению, уроженец острова Крит, ху­дожник большую часть жизни провел в Толедо. Но прежде чем приехать на Пиренейский полуостров, он много лет работал в Италии. Мировоззрение Эль Греко сформиро­валось в стране самой развитой гуманистической куль­туры. Естественно, что его отношение к искусству было независимее, чем у современных ему испанских живопис­цев.
Произведения Эль Греко, написанные на религиоз­ные сюжеты, проникнуты философскими размышлениями о судьбах людей. В созданных образах он синтезиро­вал свои представления о человеческих характерах. Эль Греко — автор новых, неизвестных до него в Испании, церковных циклов «апостоладос» (двенадцать апостолов во главе с Христом). К ним тесно примыкает эрмитажная картина «Апостолы Петр и Павел».
Сопоставление в одном произведении Петра и Павла представляло особый интерес для художника. Согласно священному писанию, Павел до принятия христианства яростно преследовал приверженцев этой веры, но, приоб­щившись к ней, стал фанатичным ее поборником. Напро­тив, апостол Петр, один из самых близких учеников Христа, не отличался последовательностью и силой духа. Он порой колебался, изменял христианству, но, раскаяв­шись, снова возвращался к нему.

В картине Эль Греко центральное место отводится Павлу. Он изображен в момент проповеди, опирающимся рукой на книгу (обязательный атрибут этого святого). Его фигура выделена не только фронтальным расположением, но и колористически. Темно-красный плащ святого с тя­желыми, широко уложенными складками — основной кра­сочный акцент. Великолепно написана голова апостола: абрис очерчен сильно и энергично, четко проработаны объемы черепа, скул, носа. Темные горящие глаза делают лицо особенно выразительным. Павел трактован человеком сильным и убежденным. Рядом с ним Петр выглядит сла­бым, беспомощным. Его старческая седая голова склони­лась, в выражении лица читается мольба о прощении.

Апостолы Эль Греко далеки от канонических образов святых, принятых официальной церковью. Они написаны в широкой, свободной, темпераментной манере, необыч­ной для Испании XVI века и потому казавшейся особенно дерзкой. Когда смотришь на это произведение, становится понятным, почему испанский король отверг талантливого мастера: изображенные им святые не вызывают желания молиться.
Произведения Эль Греко, забытые сразу после его смерти, на протяжении трех столетий не привлекали к себе внимания. Интерес к ним возродился в начале нашего века. Именно тогда, в 1911 году, картина «Апостолы Петр и Павел»  была подарена Эрмитажу П. П. Дурново.

Комментариев нет:

Отправить комментарий