пятница, 8 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 7]

КАРАВАДЖО (Микеланджедо Меризи).  
1573-1610 Юноша с лютней.  Ок. 1595 г.

GARAVAGGIO (Michelangelo Merisi) 
The Lute Player
Холст, масло. 94x119см





Творчество Караваджо сыграло огромную роль в раз­витии итальянского искусства и оказало влияние на мно­гих живописцев различных стран Европы. Он явился ро­доначальником реалистического направления в живописи XVII века, получившего название караваджизм.
В юности художник часто изображал музыкантов, игроков в карты, гадалок. В Италии жанровая живопись как самостоятельный вид искусства только начинала скла­дываться, и значение Караваджо в ее дальнейшем разви­тии очень велико.
«Юноша с лютней» был написан около 1595 года для кардинала Франческо дель Монте, покровительствовавшего художнику. Караваджо изобразил молодого человека, погло­щенного музыкой: взгляд его полон вдохновения, пальцы перебирают струны. Помещенные в картине предметы свидетельствуют о большой любви живописца к окружаю­щему миру, о его стремлении к правдивому воспроизве­дению натуры, передаче материального качества каждой вещи. На нотной тетради, лежащей перед лютнистом, на­чертаны начальные ноты популярного в XVI веке мадри­гала «Вы знаете, что я Вас люблю».
Картина «Юноша с лютней» — одна из первых работ Караваджо, в которых использован прием светотеневого контраста, ставший в дальнейшем основным выразитель­ным средством художника и заимствованный многими его последователями. Свет и тень не только лепят формы, делая их рельефными, выявляя объем тела и различных предметов, но и концентрируют внимание на главном.
Внимательно изучая натуру, Караваджо постиг эффект взаимовлияния освещенных предметов. Так, в эрмитажной картине он передал рефлекс, падающий на щеку юноши от его ярко озаренного плеча; сделал легкой и прозрачной тень на тыльной стороне лютни, так как на нее падает отблеск белых страниц нотной тетради.
Интересно отметить, что надпись на второй тетради нот, которую ранее читали как «Bassus» («бас»), ныне расшифровывают как «Gallus». Галлус — имя миланского музыканта, друга Караваджо. Некоторые утверждают, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса. Однако тип юноши в эрмитажной картине близок тому, который встречается во многих ранних произведениях художника: вьющиеся волосы, мягкий овал лица, блестя­щие темные глаза, резко очерченные брови. Скорее всего в картинах изображена не какая-то конкретная личность, а дан обобщенный образ. В раннюю пору творчества Кара­ваджо часто придавал молодым людям несколько женст­венные черты, что, впрочем, было характерно для всего итальянского искусства конца XVI века. Музыканта в эр­митажной картине принимали за музицирующую девушку и композицию называли «Лютнистка».
Известно, что из собрания кардинала дель Монте кар­тина перешла к маркизу Джустиниани, из коллекции ко­торого в 1808 году была куплена для Эрмитажа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий