пятница, 8 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 6]

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио). 1485/90-1576 
Кающаяся Мария Магдалина. Между 1566 и 1570 гг.


TITIAN (Tiziano Vecellio) 
The Repentant Magdalen
Холст, масло. 118x97см Слева: Titianus p.



«Кающаяся Мария Магдалина» потрясает силой и глубиной человеческого чувства, прекрасно понятого и переданного Тицианом. Художник воспроизвел не религи­озный экстаз раскаявшейся и удалившейся от мира грешницы, а страдание женщины, земной и прекрасной, остав­шейся наедине со своим горем.
Картина написана широко и свободно, мастерски моделированы светом и цветом тело и лицо Марии, вели­колепно передана фактура предметов. Тяжелые, отливаю­щие золотом волосы струятся по округлым плечам и упругой груди, губы распухли, глаза воспалены от обиль­ных слез, мягкие драпировки одежды окутывают тело; холодом веет от гладкого серовато-зеленоватого черепа, сдержанные блики играют на стеклянном сосуде.

Картина была создана Тицианом в позднюю пору твор­чества, в 1560-х годах. По-видимому, она произвела боль­шое впечатление на современников, и многие хотели иметь экземпляр этой композиции: до нашего времени дошло несколько вариантов и копий с нее.
Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в бо­лее раннюю пору. В 1530 или 1531 году по заказу манту-анского герцога художник написал картину, ныне нахо­дящуюся в галерее Питти во Флоренции. Через три де­сятилетия Тициан вернулся не только к этой теме, но и к композиции, создав более глубокое и совершенное про­изведение, которое повторил в нескольких экземплярах. Джорджо Вазари в жизнеописаниях итальянских худож­ников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Для Филиппа II Тициан сделал другой экземпляр, который упомянут в ин­вентаре дворца Эскориал в 1666 году, но к концу века заменен копией работы Луки Джордано. Более о нем ни­чего не известно. Картина, принадлежавшая Бадоэру, по словам биографа венецианских художников Ридольфи, была после смерти владельца отправлена во Фландрию. Неко­торые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Она пробыла в этом собра­нии до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году. Из су­ществующих ныне вариантов эрмитажная картина, несом­ненно, лучшая. Другие экземпляры «Кающейся Марии Магдалины», находящиеся в музее Каподимонте (Неаполь), в собраниях Кольнаги (Лондон), Кандиани (Бусто Арси-цио), значительно уступают ей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий