четверг, 7 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 5]

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. 1452—1519
Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478 г.



Леонардо да Винчи – наиболее яркий выразитель стре­млений и идеалов эпохи Возрождения. Многосторонне ода­ренный человек, он проявил свой талант не только в ис­кусстве, но и во многих областях науки. Впитав лучшие достижения культуры раннего Возрождения, обобщив опыт художников XV века, Леонардо своим творчеством указал дальнейший путь развития искусства. Не­мало сделал он для развития портретной и пейзажной живописи.
От свойственного раннему Возрождению аналитического подхода в изучении природы он перешел к синтезированию накопленных че­ловечеством знаний об окружающем мире. В искусстве Леонардо проявились черты, ставшие характерными для Высокого Возрождения: создание обобщенного образа че­ловека, построение монолитной композиции, освобожден­ной от излишней детализации; гармоничная связь между отдельными элементами картины. Крупнейшим достиже­нием художника явилось использование светотени для смягчения контуров, для обобщения форм и красок. 


LEONARDO DA VINCI
Madonna with a Flower (The Benois Madonna)
Холст, масло, переведена с дерева. 49,5x31,5см


«Мадонна с цветком», или, как часто ее называют, «Ма­донна Бенуа» — одна из ранних работ Леонардо да Винчи. Он сделал ряд набросков, подготовительных рисунков к этой композиции. Сохранилась запись самого худож­ника, из которой явствует, что картину он начал писать в октябре 1478 года в возрасте двадцати шести лет. От­казавшись от традиционного облика мадонны, Леонардо изобразил ее совсем юной, с нежной улыбкой любующейся младенцем. В картине, несомненно, чувствуются жизнен­ные наблюдения художника. Строго продуманная компо­зиция проста и предельно обобщена. В произведении ис­пользованы богатые возможности светотени для лепки форм, для придания им особой объемности и вырази­тельности.
Высокие живописные достоинства «Мадонны Бенуа» позволяют судить о большом мастерстве, которым владел художник в молодые годы. Немногие произведения Лео­нардо да Винчи дошли до нашего времени. Одни остались незаконченными, другие были дописаны его учениками. «Мадонна Бенуа» как работа Леонардо стала известна только в нашем столетии.


В начале XIX века ее продал в Астрахани одному из русских коллекционеров бродячий итальянский музыкант. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организован­ной журналом «Старые годы». Вскоре картину почти еди­нодушно признали творением Леонардо да Винчи, а в 1914 году она  заняла почетное место  в коллекции  Эрмитажа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий