четверг, 7 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 4]

АНТОНИС ВАН ДЕЙК.  1599-1641 Портрет Томаса Чалонера. 1630-е гг.
ANTHONIS VAN DYCK Portrait of Thomas Chaloner
Холст,  масло.   104x81,5

Антонис ван Дейк, ученик и младший современник Рубенса, — один из крупнейших художников Фландрии XVII века.
В 1632 году ван Дейк, приняв приглашение английского короля Карла I, переезжает в Лондон. В жизни и деятель­ности живописца начинается новый период. Обласканный королем, который возвел его в рыцарское звание и женил на представительнице знатного рода, заваленный заказами, ван Дейк становится модным портретистом английской аристократии. Под кистью мастера возникает галерея вид­нейших представителей предреволюционной Англии. Ху­дожник передает в созданных образах и надменное ничто­жество, и духовную силу, и красоту характера героев.
Портрет сэра Томаса Чалонера (1595—1661), выполнен­ный в самом конце 30-х годов, является превосходным образцом заказных работ. С холста на нас смотрит соро­капятилетний мужчина с волевым, нервным, болезненным лицом, обрамленным копной растрепанных волос и тонким кружевным воротником. На его плечи небрежно наброшен черный шелковый плащ. Энергичным жестом правой руки он указывает на эфес своей шпаги. Обстоятельность и меткость психологической характеристики изображенного персонажа явились важным завоеванием искусства ван Дейка. Художник сумел разглядеть даже те черты харак­тера портретируемого, которые проявились значительно позже — тогда, когда Томас Чалонер выступил свидетелем обвинения в суде над архиепископом Лодом, приговорен­ным к казни за государственную измену, и тогда, когда подписал смертный приговор Карлу I. Но, наряду с воле­выми чертами, ван Дейк отмечает у своей модели и бо­лезненную дряблость кожи, и покрасневшие веки, и мешки под глазами, явившиеся, может быть, следствием невоздер­жанности. Известно, что при роспуске Долгого Парла­мента, членом которого был Чалонер, Кромвель обозвал сэра Томаса пьяницей.
«Портрет Томаса Чалонера» приобретен для Эрмитажа в 1779 году в составе знаменитой коллекции Уолполя. Лю­бопытно отметить, что при продаже он был выдан за порт­рет отца изображенного (ум. в 1615 г.), которого тоже звали Томасом. Скорее всего, это сделали умышленно, чтобы не вызвать недовольства Екатерины II, которая, возможно, не пожелала бы покупать портрет «цареубийцы». Под ошибочным именем портрет числился в каталогах Эрмитажа до 1893 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий