пятница, 8 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 12]

ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН.  Ок.  1598-1664 
Отрочество богоматери. Ок. 1660 г.


FRANCISCO DE ZURBARAN
Girlhood of the Virgin
Холст, масло. 73,5x53,5см


Среди блестящих живописцев XVII века Франсиско де Сурбарану принадлежит одно из первых мест. Это ху­дожник своеобразный, глубоко самобытный, творчество которого всеми корнями связано с Испанией. Сурбаран никогда не учился в Италии, подобно Рибере; ему не по­счастливилось, как Веласкесу, иметь ученого наставника, жить в столице, путешествовать и общаться с выдающи­мися людьми современности. Уроженец Фуэнте де Кан-тоса, маленького городка в Эстремадуре, Сурбаран почти всю жизнь работал для монастырей Севильи и ее окрест­ностей. Его художественные вкусы формировались под влиянием испанского средневекового искусства, картин и гравюр иноземных мастеров, которые он мог видеть у мест­ных коллекционеров. Непосредственным учителем Сурбарана был ремесленник, занимавшийся росписью скульп­тур,— не случайно в творчестве живописца чувствуются отголоски деревянной пластики. В целом картины Сурбарана отличаются монументальностью, размеренным компо­зиционным ритмом, красотой и звучностью цвета.


Тема юности богоматери, широко обсуждавшаяся тео­логами XVII века, появилась у художника в конце 1620-х годов. В разные периоды решение ее Сурбараном приоб­ретало различные оттенки. Так, трактовка картины конца 20-х годов из собора в Хересе, наиболее жанровая. Она напоминает этюд, написанный с натуры. Более торжест­венным выглядит произведение начала 30-х годов из Мет­рополитен-музея в Нью-Йорке: богоматерь изображена молящейся, в экстатическом состоянии, рядом с ней — цветы; вся сцена обрамлена пышными драпировками.

Эрмитажное «Отрочество богоматери» датируют кон­цом 1650-х –1660-ми годами. На склоне лет Сурбаран вновь стремится к камерному решению, но избегает бытового снижения темы. Девочка показана во время молитвы. Ее детское лицо, простонародное, круглое, с широко расстав­ленными глазами, очаровывает своей ребячливой серьез­ностью и необыкновенной одухотворенностью. Фигурка девочки, сидящей на маленьком деревянном стуле, отли­чается характерной для произведений Сурбарана статуар-ностью; ее силуэт компактен, детали одежды даны круп­ными нерасчлененными массами, аксессуары сведены до минимума. Подобно тому, как это имело место в средне­вековой живописи или в раскрашенной деревянной скульп­туре, художник заполняет плоскости ярким локальным цветом, подобранным с большим вкусом и изысканностью. Обращает на себя внимание оторочка платья с мелким изящным узором. Мастер монументальных форм, Сурбаран блестяще справлялся с деталями, требовавшими ювелир­ной тонкости отделки.
Проникнутое созерцательным настроением лиричное «Отрочество богоматери» раскрывает еще одну сторону дарования художника, известного, главным образом, как создателя грандиозных, величественных полотен.

Картина поступила в Эрмитаж в 1814 году из собрания Кузвельта в Амстердаме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий