понедельник, 18 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 13]

АНТУАН ВАТТО. 1684-1721 
Савояр с сурком. 1716 г.


ANTOINE WATTEAU
Savoyard with a Marmot
Холст, масло. 40,5х32,5см
Один из самых замечательных французских художников начала XVIII века Антуан Ватто нарушил традиции академического искусства и создал новые жанры в живописи. Он писал «галантные празднества», изображая развлечение на лоне природы, концерты, беседы на опушке парков. Писал Ватто и «театральные сцены», иногда пере­селяя актеров, еще не снявших костюмы и грим, с подмос­тков в те же парки и заставляя разыгрывать придуманные им самим ситуации. Большой цикл произведений изображает военные будни, как бы увиденные глазами утомленного походной жизнью солдата. Наконец, произведения типа «Савояра», выполненные не без влияния фламандских художников, по-своему продолжают линию бытового жанра французских реалистов XVII века — братьев Лененов.
«Савояр» — одно из лучших украшений собрания фран­цузской живописи в Эрмитаже. Картина останавливает внимание как качеством живописи, так и выразитель­ностью образа мальчика лет двенадцати, с простоватым, открытым лицом. На нем скромная одежда, приспособлен­ная к далекому путешествию. Это один из бедных жите­лей горной Савойи, отправлявшихся странствовать в на­дежде на заработок. С ним флейта, ящик и ученый сурок, умеющий «гадать», вытаскивая записочки со «счастьем».

«Савояр», несмотря на совершенство исполнения, долго считался одним из самых ранних, почти ученических произведений Ватто (1706-1708). Это мнение обосновывалось тем, что следы воздействия фламандской живописи, заметные в картине, были, якобы, характерны только для раннего периода творчества художника, и, кроме того, принадлежностью «Савояра» и, ныне утраченной, парной ему картины «Пряха» К. Одрану — учителю Ватто.
Но эти доказательства легко опровергнуть: фламандские воздей­ствия заметны и в зрелых работах Ватто, а Одран мог получить картины уже после того, как юный художник покинул его мастерскую.

Настоящая дата написания картины установлена сле­дующим образом: сохранился этюд, на котором, кроме прядущей девушки, изображена головка другой, частично перекрытая фигуркой пряхи. Эта же головка постоянно встречается в произведениях Ватто 1715—1716 годов. Значит, к тому же времени относится и этюд ее, а «пере­крывающий» его набросок «Пряхи» естественно не может быть более ранним. Парная к «Пряхе» картина «Савояр» выполнена одновременно с ней, т.е. в период расцвета творчества художника. Вывод этот очень важен, так как обычно считалось, что Ватто обращался к реалистическим бытовым сюжетам лишь в ранние годы творчества, слу­чайно и только подражая фламандским мастерам. Теперь ясно, что в зрелый период он создал ряд рисунков и картин, посвященных реальной жизни и простому человеку и явившихся плодом его наблюдений и размышлении.

Картина была приобретена для собрания Екатерины II между 1774 и 1797 годами.

АНТУАН ВАТТО. 1684-1721 
Актеры французской комедии. Ок. 1712 г.


ANTOINE WATTEAU
Actors of the French Comedy
Дерево, масло. 20x25см

До недавнего времени картина была мало изучена: ее относили к так называемым «театральным сценам» худож­ника, но не могли с точностью установить сюжет произ­ведения. С XVIII века по настоящее время картина сме­нила восемь различных названий. Наиболее часто в литера­туре встречается «Кокетки», присвоенное ей Томассеном, который в XVIII веке гравировал картину и поместил под изображением небольшое стихотворение, начинаю­щееся этими словами. Называлась она также «Актеры итальянского театра», так как в изображенных пытались видеть традиционных героинь комедии дель арте – Розауру и Коломбину, их хитрого и разбитного слугу Скапэна и строгого старика Панталоне. Однако изучение большого количества подготовительных этюдов позволило уточнить жанр и определить изображенных. Сравнивая эти рисунки Ватто с теми, которые воспроизводят совершенно опре­деленных людей, удалось установить следующее: молодая женщина в высоком чепце в левой части картины – акт­риса Кристина Антуанетта Шарлотта Демар, в свое время покорившая парижан. Эта привлекательная и талантливая актриса с восьмилетнего возраста выступала в «Комеди Франсэз» и славилась совершенством исполнения, прият­ной внешностью, хорошим голосом, умом и искрящимся весельем. Исполняла она как классические, так и коме­дийные роли. Особенным успехом пользовалась Демар в пьесе Данкура «Три кузины». Изображенный против нее старик — актер того же театра Пьер Ленуар Ла Торильер, по преданию, получивший уроки актерского мастерства у самого Мольера. К тому времени, когда Ватто мог знать Ла Торильера, последний прославился исполнением коми­ческих ролей строгих и скупых отцов, ревнивых пожилых мужей, плутоватых слуг, простоватых крестьян. Играл он и в пьесе Данкура. Личность юноши в берете оказалась наиболее трудной для определения. С него Ватто выпол­нил множество рисунков. Среди них один считается изо­бражением актера «Комеди Франсэз» Филиппа Пуассона. Имя молодой девушки в полосатом платье пока еще не установлено. Таким образом, при помощи тщательного изучения этюдов к эрмитажной картине, удалось, во-пер­вых, определить ее жанр — она оказалась групповым порт­ретом актеров французского театра комедии, игравших в пьесе «Три кузины», а во-вторых, установить их имена.
Подобный групповой портрет исключителен в твор­честве художника. Живописные качества произведения очень высоки. Оно привлекает зрителя нежным и вместе с тем сочным колоритом и правдивостью образов. Не­смотря на маленький размер, картина производит впечат­ление значительной, благодаря продуманной уравновешен­ной композиции. Особенная выразительность персонажей находит свое объяснение в том, что Ватто хорошо знал каждого изображенного.

Картина была приобретена в 1772 году у наследников друга и покровителя Ватто Пьера Кроза, немало способ­ствовавшего развитию таланта художника.



Комментариев нет:

Отправить комментарий