пятница, 8 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 11]

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. 1599-1660 
Завтрак. Ок. 1617 г.

DIEGO VELAZQUEZ
Breakfast
Холст, масло.  107x101см


Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения – к ним принадлежит и эрмитажный «Завтрак» – написаны в этом городе.
В начале XVII века Севилья славилась как один из самых богатых и оживленных центров Испании. Здесь быстро находили отклик новые веяния в искусстве. Учи­тель Веласкеса, Франсиско Пачеко, живописец, гравер, автор книг по истории и теории искусства, принадлежал к кругу наиболее просвещенных людей своего времени. Он дал Веласкесу не только хорошую профессиональную подготовку, но и воспитал в нем широту взглядов и интересов.

Испанское искусство долго было сковано рамками ре­лигиозных сюжетов. На рубеже XVI и XVII столетий по­являются картины, герои которых – не персонажи священ­ных писаний, а обычные люди. Большое распространение получают так называемые бодегонес (в переводе с исп. – трактир, харчевня) — изображения сцен в темном интерьере, освещенном только узко направленным пучком света, с одинокой или немногочисленными фигурами и обязательным натюрмортом. В творчестве Веласкеса севильского периода этот жанр занял ведущее место.

«Завтрак» — одно из наиболее ранних произведений молодого мастера. В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Велас­кесу позировали хорошо знакомые люди, их изображения встречаются во многих работах художника. Так, старик слева повторяется в сходном варианте Будапештского му­зея. Мальчика, находящегося в центре нашей картины, можно видеть в «Музыкантах» (Берлин-Далем, музей), в «Приготовлении яичницы» (Ричмонд, коллекция Кука) и «Севильском продавце воды» (Лондон, коллекция Вел­лингтона). Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. Несмотря на желание художника сделать сцену непринужденной, персонажи выглядят позирующими. Здесь еще нет той свободы, артистичности исполнения, которые свойствен­ны произведениям Веласкеса зрелого периода.
С большой тщательностью выполнен натюрморт. Ху­дожник старается воспроизвести фактуру вещей. Он лю­буется игрой вина в стакане, красной мякотью и корич­невой кожурой граната. Увлекаясь передачей объемов, Веласкес помещает нож на самом краю стола, как будто не вмещающимся в пределы картины, «разрывающим» ее плоскость. В этой детали видно наивное восхищение моло­дого художника беспредельными возможностями живописи. «Завтрак» — одна из тех работ, которые не только помо­гают понять истоки независимого и по-особенному свежего творчества живописца, но одновременно представляют ин­терес и для общего понимания истории испанского искус­ства в один из переломных и самых значительных ее эта­пов, в период становления реализма XVII века.

Картина Веласкеса принадлежит к наиболее ранним приобретениям Эрмитажа; поступила до 1772 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий