Завтрак. Ок. 1617 г.
DIEGO VELAZQUEZ Breakfast Холст, масло. 107x101см |
Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения – к ним принадлежит и эрмитажный «Завтрак» – написаны в этом городе.
В начале XVII века Севилья славилась как один из самых богатых и оживленных центров Испании. Здесь быстро находили отклик новые веяния в искусстве. Учитель Веласкеса, Франсиско Пачеко, живописец, гравер, автор книг по истории и теории искусства, принадлежал к кругу наиболее просвещенных людей своего времени. Он дал Веласкесу не только хорошую профессиональную подготовку, но и воспитал в нем широту взглядов и интересов.
Испанское искусство долго было сковано рамками религиозных сюжетов. На рубеже XVI и XVII столетий появляются картины, герои которых – не персонажи священных писаний, а обычные люди. Большое распространение получают так называемые бодегонес (в переводе с исп. – трактир, харчевня) — изображения сцен в темном интерьере, освещенном только узко направленным пучком света, с одинокой или немногочисленными фигурами и обязательным натюрмортом. В творчестве Веласкеса севильского периода этот жанр занял ведущее место.
«Завтрак» — одно из наиболее ранних произведений молодого мастера. В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Веласкесу позировали хорошо знакомые люди, их изображения встречаются во многих работах художника. Так, старик слева повторяется в сходном варианте Будапештского музея. Мальчика, находящегося в центре нашей картины, можно видеть в «Музыкантах» (Берлин-Далем, музей), в «Приготовлении яичницы» (Ричмонд, коллекция Кука) и «Севильском продавце воды» (Лондон, коллекция Веллингтона). Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. Несмотря на желание художника сделать сцену непринужденной, персонажи выглядят позирующими. Здесь еще нет той свободы, артистичности исполнения, которые свойственны произведениям Веласкеса зрелого периода.
С большой тщательностью выполнен натюрморт. Художник старается воспроизвести фактуру вещей. Он любуется игрой вина в стакане, красной мякотью и коричневой кожурой граната. Увлекаясь передачей объемов, Веласкес помещает нож на самом краю стола, как будто не вмещающимся в пределы картины, «разрывающим» ее плоскость. В этой детали видно наивное восхищение молодого художника беспредельными возможностями живописи. «Завтрак» — одна из тех работ, которые не только помогают понять истоки независимого и по-особенному свежего творчества живописца, но одновременно представляют интерес и для общего понимания истории испанского искусства в один из переломных и самых значительных ее этапов, в период становления реализма XVII века.
Картина Веласкеса принадлежит к наиболее ранним приобретениям Эрмитажа; поступила до 1772 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий