среда, 6 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 3]

РОБЕР КАМПЕН (Флемальский мастер). Ок. 1380-1444
Троица.   Мадонна  с   младенцем  (диптих).  1430-е   гг.


ROBERT СAMPIN (Master of Flemalle)
The Holy Trinity. Madonna and Child (diptych)
Дерево, масло. 34,5x24,5 см (каждая створка)
Небольшой дубовый складень, на левой створке кото­рого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с мла­денцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи
В на­стоящее время большинство исследователей отождествляет его автора с живописцем Робером Кампеном, работавшим в городе Турне. Первоначально создателя диптиха условно называли Мастером с мышеловкой, затем Мастером алтаря Мероде и, наконец, Мастером Флемальского алтаря или просто Флемальским мастером. Последнее название воз­никло из ошибочного предположения, что главная работа художника была написана для аббатства Флемаль.
Эрмитажный диптих – памятник переходной эпохи, в котором новшества сочетаются с консервативными тра­дициями прошлого. Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, вырабо­танной в предшествующую эпоху. Фигуры кажутся за­стылыми и угловатыми. 
Восседающий на троне бог отец отрешен от всего земного, преисполнен величия и тор­жественности. В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традицион­но иконописного. Мадонна – молодая нидерландская жен­щина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. Она пеленает младенца и, чтобы не беспокоить его прикосно­вением холодной руки, греет ладонь у камина. Сцена про­никнута поэзией тихой, будничной жизни, настроением спокойствия, домовитости и уюта. Картина дает представ­ление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века.
Художник выписал мельчайшие детали и, любуясь каждой вещью, сумел передать их фактуру, объем, плот­ность, вес. Предметы предстают перед нами во всей ося­зательной конкретности: мы видим, как сверкает бронза умывальника, как туго накрахмалено белоснежное поло­тенце; чувствуем, как мягок мех, как выпуклы шляпки многочисленных гвоздей, скрепляющих ставни окна; мы ощущаем слабое поблескивание каменных плиток пола.
Создавая диптих, Робер Кампен успешно использовал введенную в употребление Яном фан Эйком технику мас­ляной живописи. «Троица» и «Мадонна с младенцем» отли­чаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета.

Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий