четверг, 7 июля 2011 г.

Коллекция ЭРМИТАЖА [parth 8]

ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ. 1489/94-1533
Исцеление иерихонского  слепца  (триптих)


LUCAS VAN LEYDEN
The Healing of the Blind Man of Jericho (triptych)
Холст, масло, переведена с дерева. 
Средняя часть 115,5x150,5см, боковые створки 89x32,5см (каждая)


Картина Луки Лейденского «Исцеление иерихонского слепца», написанная им незадолго до смерти, — своеобраз­ный итог его творческой деятельности. Она мало похожа на религиозные композиции предшествующей эпохи. В ней нет ни молитвенного настроения, ни торжественных реп­резентативных фигур святых. Подобно многим нидерланд­ским живописцам начала XVI века, Лука Лейденский стре­мился порвать с традициями искусства прошлого и боль­ше, чем кто-либо из современников, был охвачен поисками новых изобразительных форм, нового художественного языка. Творческий путь мастера сложен, извилист, изо­билует периодами успехов и неудач. Он не остался в сто­роне от увлечения искусством Италии, и триптих «Ис­целение иерихонского слепца» свидетельствует о зна­комстве с наследием мастеров итальянского Ренессанса. Многое заимствовано и у немецких собратьев, в част­ности у Дюрера. Но главное, что составляет прелесть кар­тин Луки Лейденского, — острый интерес к миру, внима­тельное изучение действительности. Художник трактует евангельский сюжет как жанровую тему, превращает его в занимательный рассказ, изобилующий живыми сценками.
Внимание зрителя привлекают подвижные, взволно­ванно жестикулирующие фигуры людей, одетых в яркие костюмы XVI века. Движение рук, поворот тела, мимика лица каждого персонажа остроиндивидуальны. Одни ожи­дают чуда с нетерпением, другие — со спокойной уверен­ностью, третьи сомневаются в его возможности и бесе­дуют о том, что может произойти. Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине, и не выделяется из окружающей его толпы.
Слева, среди зрителей, Лука Лейденский изобразил мужчину в красной шапке, с интересом наблюдающего за происходящим. В облике этого человека — большое сход­ство с «Автопортретом» Луки Лейденского из Брауншвейг-ского музея и, в особенности, с рисунком Дюрера 1521 го­да, воспроизводящим Луку (Музей в Лилле). Возможно, художник поместил автопортрет, что часто встречалось в произведениях нидерландской школы еще в XV веке. Если это предположение верно, то мы имеем здесь самое позднее изображение Луки Лейденского, умершего через два года после создания триптиха.
Колорит картины светлый и звучный. Выделяясь на фоне темно-зеленой растительности, красные, желтые, синие, зеленые одежды действующих лиц создают пест­рое, радующее глаз зрелище. Контрасты освещенных и затененных участков определяют пространственную глу­бину композиции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий